Эти лекции читались студентам специальности «Музыкальное образование», т. е. будущим учителям музыки в Институте Психологии и Педагогики Тюменского Государственного Университета в 2003 — 2012 годах. В лекциях приходилось учитывать, что большинство студентов не имели не только вокальной подготовки, но не были включены в культурную традицию академического вокального искусства. По Государственному Образовательному Стандарту их надо было научить преподавать детям вокально-хоровые дисциплины и качественно петь в академической манере. В некоторых лекциях взрослый вокалист или хормейстер прочтёт, вероятно, само собою разумеющиеся положения. Но для наших студентов всё было новым. С другой стороны, бывает, что ещё раз прочтённое «очевидное» высвечивается автором с непривычной и неожиданной стороны.
Взаимосвязь и взаимоотношение истории вокального искусства, истории и теории вокальной педагогики, науки о строении голосового аппарата человека и науки о функционировании этого аппарата в разговорной речи и у вокалистов сложились так, что перечисленные дисциплины оказались либо изолированы друг от друга, либо, по меньшей мере, недостаточно взаимосвязаны. Причиной тому явилось присвоение определёнными специалистами монополии на каждую из дисциплин...
Поставим вопрос так: «А стоит ли вообще овчинка выделки?» В смысле: нужно ли вообще заниматься столь зыбким и необязательным предметом как пение? Нужно ли серьёзно исследовать процесс становления голосовой функции применительно к пению – всё равно, какому? Согласитесь, подавляющее большинство людей, никогда и ни при каких обстоятельствах не поёт и прекрасно себя чувствует и уж ни как оттого, что не поет, не страдает...
Основная идея этой лекции – голосовой аппарат является самонастраивающейся, саморегулирующейся и самообучающейся системой. Под голосовым аппаратом будем подразумевать на только голосовые складки, но весь комплекс органов, прямо или косвенно участвующих в голосообразовании и, что особенно важно, функциональные системы ЦНС, участвующие в регуляции голосовой функции и управлении ею. Изложение физиологической части идеи – просто и кратко. Его дадим в конце. Сложнее, но не менее важно связать идею с практикой вокальной педагогики. Начнём с этого...
Один из моментов мистификации в вокальном обучении состоит, в бытовании в общественном сознании представления о непреодолимой пропасти между теми, кому «бог дал голос», и теми, кого он обделил. Тем не менее, говорить и кричать могут более или менее громко все. Для того, чтобы определить наличие или отсутствие «пропасти» попытаемся последовательно проследить отличие разговорной речи от певческой. Легче сделать это на примере мужского голоса...
В любой профессии, в любой вузовской программе есть такой предмет «введение в специальность», есть такое понятие – «история вопроса». Многолетние контакты с начинающими певцами привели меня к удручающему выводу: каждый считает, что вокальное искусство, которым он или она решили заниматься, началось вчера, в лучшем случае – позавчера. Молодые певцы знают только тех, кого показывают по телевидению. Если знают чуть больше – только своего типа голоса. Сопрано искренне не понимают, зачем им слушать Шаляпина…
Строго говоря, голосовым аппаратом является не отдельный орган или совокупность органов, а весь человек, как психофизическая целостность. Особенно ярко это проявляется в академическом пении. Мы уже приводили доводы в пользу целостности, как ключевого понятия голосообразования. Не случайно многие певцы и педагоги говорят, что человек поёт не голосом, а позвоночником, что не может хорошо звучать больной человек, что голос чувствуется «в ногах» или «в спине»…
Традиционное понятие «регистр» в нашем курсе заменяется выражением «режим работы гортани». Наш термин отличается от традиционного отсутствием привязки к высоте тона. Один и тот же тон или некоторый диапазон могут быть реализованы в разных режимах работы гортани и наоборот – разные участки диапазона (низкий, средний, высокий) могут быть реализованы в одном режиме. В литературе и практике бытуют наименования регистров: низкий, средний, высокий, грудной, головной, смешанный, микст, медиум, фальцет, фистула...
В традиции вокальной педагогики самое большое внимание уделяется дыханию. Как заклинание повторяется фраза Ламперти «школа пения есть школа дыхания». Обучение начинается с обязательного глубокого вдоха носом, с ощущениями заполнения воздухом как бы всего туловища, в том числе тех его отделов, которые не связаны с органами дыхания: нижняя часть живота, область спины ниже рёбер. Далее рекомендуется производить певческий выдох за счёт мышц брюшного пресса, нижних рёбер вплоть до образной рекомендации «петь как бы на вдохе», то есть, сохраняя вдыхательную установку...
Большинство студентов музыкально-педагогической специальности начинают обучение пению не имея в голосах певческого вибрато, не представляя его механизм и не имея мотива к его приобретению. В то же время студенты отчётливо различают в других голосах наличие и отсутствие вибрато и определяют его как важнейший показатель певческого тона независимо от жанровой принадлежности пения. Вибрато является не только эстетическим компонентом певческого тона, но и важнейшим средством тонкой регуляции работы гортани и дыхания...
Рассмотрим понятие «эталон певческого тона» как пусковой момент обучения и самообучения. Суть можно образно выразить следующим тезисом: обучение и самообучение начинается с восхищения и подражания. Постепенное формирование эталона певческого звука или возникновение в одночасье (бывает и так) является решающим мотивационным фактором в приобщении человека к вокальному искусству. Вполне возможно, что в других формах и жанрах голосового музицирования приобщение происходит как-нибудь по-другому. Может быть, приобщение к фольклорному или рок-музицированию является предметом другой науки, чего-нибудь вроде социопсихологии. Но в академическом пении вряд ли кто-либо миновал этап, который в бытовом варианте можно сформулировать примерно так: «Вот это да!!! И я так хочу!»
Оговорим сразу, что речь пойдёт о звуковысотном диапазоне. Обычная трактовка этого вопроса: сопрано – такой-то диапазон, тенор – такой-то и т.д. представляет собою только часть ответа. При более подробном рассмотрении необходимо выделить как минимум три подхода: употребительный диапазон, эстетический диапазон, физиологический диапазон. В каждом из подходов можно рассматривать минимальный диапазон и предельный диапазон...
Далее – для краткости – разбираемый в этой теме показатель певческого голосообразования будем называть термином «рупор», так как в акустическом понимании воздушное пространство, ограниченное снизу поверхностью голосовых складок, включающее в себя гортаноглоточную, ротоглоточную и носоглоточную полости и ограниченное спереди губами и зубами является рупором весьма сложной формы. Эта сложность и большие возможности изменения объёма и формы полостей дают то бесконечное количество вариантов эстетики и красочности, которыми располагает человеческий голос...
Понятие «прикрытия» взято из вокально-педагогической традиции. Напомним, что технология голосообразования европейской вокальной культуры имеет следующее сложное наименование. «Европейская академическая оперно-концертная смешанно-прикрытая манера пения». Термин «смешанно-» в этом тексте уже разобран выше. Разберём термин «прикрытая». Выражение в французском варианте выглядит «voix mixte sombree» («голос смешанный, затемнённый»). Это неточный перевод на русский язык французского слова «sombree» звучащего как «сомбре», что означает буквально «затемнённая» («ombra» на итальянском языке – «тень»). Не касаясь истории происхождения самого термина, и его адекватности, примем его как данность, чтобы не создавать нового, добавляя путаницу...
...Читатель, знакомый с вокально-методической литературой, вспомнит достаточное количество примеров критики разными авторами понятия «природная постановка» или «поставленный от природы» и даже отрицание самого понятия. Критика обычно состоит в вопросе «постановка куда?» или «поставленный на что?» Вопрос не в том, каким сочетанием звуков или букв именовать тот или иной элемент технологии, звук, движение или ощущение. Хоть «глокой куздрой» назовите. А в том, к кому, когда, на каком уровне развития или этапе обучения и в каком контексте это наименование применять...
Биоакустическая суть академического пения – это возможность издавать звуки, многократно превосходящие по длительности, высоте и силе обыденную речевую фонацию, делать это несколько часов ежедневно в течение многих лет. Эта возможность обеспечивается действием ряда защитных механизмов. Механизмы эти работают на нескольких уровнях от механического и акустического до эндокринологического и эмоционального...
...Забегая вперёд, замечу, что многолетние наблюдения за обладательницами описываемой особенности и практическая работа по нормализации функции, позволяет сделать вывод, что проявление этой особенности свидетельствует о больших потенциальных возможностях таких голосов в динамическом и звуковысотном аспектах. Если проще – за дефектом скрывается голос большого диапазона и силы. Могу привести конкретный пример...
Основой анализа технологической основы эстетической традиции является соотношение стационарных и переходных процессов «вокальной речи» (В.П. Морозов) в сравнении с бытовой разговорной речью. Стационарный процесс – способ работы дыхательного, голосового и артикуляционного аппаратов при котором их слышимые и видимые параметры не изменяются в течение длительности тона, интонирования интервала, попевки, гаммы, распева гласного и других элементов музыкальной ткани вокального произведения...