Рекомендовано к прочтению

Для облегчения работы с книгами, при необходимости использования цитат в ваших методических работах, все книги даны в формате программы Microsoft Word (.doc), помимо формата pdf.

Тексты книг принадлежат их авторам и размещены для ознакомления. Если Вы являетесь правообладателем и считаете, что размещение текста книги на данном сайте ущемляет Ваши авторские права, просьба сообщить об этом для удаления текста книги с сайта.


В. П. Морозов

Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники

Москва 2002

«Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники» — первая в нашей стране монография, посвященная детальному научно-экспериментальному изучению важнейшей роли резонансной системы певца в формировании высоких профессиональных качеств его голоса: силы, красоты тембра, полетности, четкости дикции, неутомимости и долговечности сценической певческой деятельности.

Автор книги — профессор В.П. Морозов известен читателям по его ранее изданным книгам: «Вокальный слух и голос» (1965), «Тайны вокальной речи»(1967), «Биофизические основы вокальной речи» (1977), «Занимательная биоакустика — рассказы о языке эмоций» (1983, 1987), «Художественный тип человека» (1994), «Искусство и наука общения: невербальная коммуникация» (1998), «Резонансная теория пения и вокальная техника выдающихся певцов» (2001) и др. Исследования проведены с применением современных методов акустики, физиологии, психологии и новейших компьютерных технологий. Выдвигаемая автором книги резонансная теория искусства пения (РТИП) — результат обобщения более
чем 40-летнего его опыта исследования певцов разных профессиональных и возрастных категорий, включая крупнейших мастеров вокального искусства: Ф. Шаляпина, С. Лемешева, И. Козловского, М. Рейзена, И. Петрова-Краузе, И. Архиповой, Е. Образцовой, Е. Нестеренко, П. Лисициана, Н. Гяурова, Э. Карузо, М. Каллас, П. Доминго, Л. Паваротти и многих других. Книга содержит высказывания этих выдающихся певцов о технике пения, альбом спектров их голосов, а также практические выводы для вокальной педагогики и методологии.

Для широкого круга специалистов по теории и практике искусства пения — вокальных педагогов, певцов, дирижеров хоров, музыковедов, психологов, лингвистов, фониатров, а также всех, интересующихся искусством пения.

скачать .pdf

скачать .doc


В. И. Юшманов

Вокальная техника и ее парадоксы. Издание второе

Санкт-Петербург 2002

Монография доцента Санкт-Петербургской консерватории В.И. Юшманова «Вокальная техника и ее парадоксы» — новое слово в теории певческого искусства и вокальной методике. В книге приводятся новые данные о биофизике певческого процесса, впервые рассматриваются вопросы вокальной психологии. Впервые показано, что певческим инструментом (голосовым аппаратом певца) является сам певец.

Автором предлагается новый подход, значительно расширяющий возможности осознанного вхождения в певческую профессию, а живой язык и ясность изложения материала делают книгу интересной как для профессионалов — певцов и вокальных педагогов, — так и для широкого круга читателей, интересующихся певческим искусством.

скачать .pdf

скачать .doc


Г. П. Стулова

Развитие детского голоса в процессе обучения пению

Москва 1992

В книге исследуются вопросы теории и методики развития голосов детей в возрасте «от рождения до 10 лет».

Автор впервые глубоко рассматривает данный вопрос на стыке различных наук (эстетики, педагогики, физиологии, акустики, психологии др.), что само по себе вносит значительный вклад в теорию вокального искусства, вокальную педагогику и методику вокальной работы с детьми.

Работа адресована, главным образом, учителю музыки, руководителю детского певческого коллектива, студентам музыкально-педагогических факультетов и хоровым отделениям музыкальных вузов.

скачать .pdf

скачать .doc


Д.К. Кирнарская

Новый имидж музыкального образования

Журнал «Культура. Искусство. Образование» №3 (7) 2002

скачать .doc


Инспираторная фонация у вокалиста

Отрывок из статьи В.Н. Левко с комментариями

скачать .docx


Д. К. Кирнарская и др.

Психология музыкальной деятельности. Теория и практика

Москва 2003

скачать .doc


Л. Б. Дмитриев

Солисты театра Ла Скала о вокальном искусстве

Москва 2002

Книга выдающегося педагога, доктора искусствоведения профессора Л.Б. Дмитриева (1917–1986) посвящена раскрытию творческого кредо выдающихся мастеров вокального искусства — солистов Миланского театра Ла Скала. В нее вошли беседы по проблемам техники пения и другим актуальным вопросам певческой практики. Интервью были проведены в 60–80-х гг. прошедшего столетия.

Книга адресована специалистам-музыкантам, певцам, педагогам, студентам, а также всем, интересующимся вокальным искусством.

скачать .pdf

скачать .doc


Нодар Андгуладзе

Homo cantor - Очерки вокального искусства

Москва 2002

Автор этой книги Нодар Андгуладзе — выдающийся грузинский певец второй половины XX века, чьему искусству рукоплескали Грузия и Россия, Германия и Италия, многие другие страны.

Книга состоит из двух частей. В первой подробно рассмотрены вопросы теории и практики вокального искусства. Серьезная философско-гуманитарная подготовка автора позволяет ему вести разговор на высоком теоретическом уровне — и одновременно касаться чисто практических вопросов, имеющих большое значение для становления любого певца как профессионала и художественной личности. Особое внимание уделено итальянской вокальной школе, о которой Андгуладзе знает не понаслышке, — он стажировался в «Ла Скала» и профессионально общался со многими итальянскими мастерами пения. Во второй части книги приведены статьи Н. Андгуладзе, посвященные отдельным спектаклям и мастерам вокала (Анджапаридзе, Архиповой), — в них читатель также найдет много интересного
о важных вопросах культуры.

Книга предназначена для широкого круга читателей.

скачать .pdf

скачать .doc


О гипервентиляции

Статья. Источник неизвестен.

скачать .docx


Л. К. Ярославцева

Зарубежные вокальные школы. Учебное пособие по курсу истории вокального искусства

Москва 1981

скачать .doc


В. П. Морозов

Занимательная биоакустика

Москва 1987

Вековая мечта человека — научиться понимать язык животных. Сегодня эту сказочную задачу решает биоакустика — наука о звуковом общении живых существ.

«Говорящие» птицы, загадки слуха и голоса дельфина, поющие рыбы Амазонки, язык волков, разговор человека с обезьяной, наконец, язык эмоций самого «царя природы» — человека — эти и множество других любопытных, порой удивительных фактов, открытых недавно учеными-биоакустиками, рассматривает автор. В книге говорится, как человек использует знание языка животных для управления их поведением.

Книга иллюстрирована. На Всесоюзном конкурсе на лучшие научно-популярные произведения серии «Наука и прогресс» в 1981—1982 гг. была удостоена премии.

Для широкого круга читателей.

скачать .djvu