Вероятно, всё началось в период, так называемой «Оттепели» (1956–1968). Некоторые послабления режима в советском обществе, идеология «мирного сосуществования» с Западом, расширение культурных контактов, как с Западом, так и с Востоком (Международный фестиваль молодёжи и студентов — 1957 г.) и многое другое (интересующиеся могут много прочитать в сети по этому вопросу) создали условия появления у некоторой части общества интереса к собственному внутреннему миру, его содержанию и развитию.
Есть такое литературное клише «излишне говорить». Если «излишне», то зачем всё-таки говорить? Я не считаю, что будет «излишне» сказать, что духовная жизнь российского общества, независимо от эпохи и общественно-экономической формации, всегда явно или тайно была весьма разнообразной и содержательной. Достаточно упомянуть Е.П. Блаватскую, В.Ф. Войно-Ясенецкого (архиепископа Луку) и комментарии излишни. О последнем достаточно сказать, что он был доктором медицины и автором классического труда «Очерки гнойной медицины». Его книга «Дух, душа и тело» в своё время поколебала мировоззрение очень многих убеждённых материалистов. Его взгляды хорошо иллюстрируются полемикой с чекистом Я.Х. Петерсом на суде: Петерс: «Как это Вы верите в Бога, поп и профессор Ясенецкий-Войно? Разве Вы его видели, своего Бога?» Войно-Ясенецкий: «Бога я действительно не видел, гражданин общественный обвинитель. Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил». Про православных подвижников, старцев написано много, в т. ч. в наши дни — достаточно отослать читателя к книге архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые».
И опять — явно или тайно — в обществе советском, и тем более, постсоветском стремление ко внутреннему духовному (и всяческому другому) саморазвитию стало весьма распространённым явлением. Какие только направления и школы не возникали за последние 60 лет! От православия и тоталитарных сект до йоги и других восточных техник. Оккультизм и астрология стали чуть ли не официальным направлением вещания целых телевизионных каналов и обязательным компонентом жизни! Многотомные труды таких авторов, как Авессалом Подводный («Возрождённый оккультизм») и С.Н. Лазарев («Диагностика кармы») при всей их очевидной антинаучности стали обязательным компонентом библиотеки «духовно развитого» интеллигента.
Если раньше социально приемлемой, положительно характеризующей человека практикой было, скажем, регулярно делать зарядку под команды и музыку радио, то сейчас ее место заняли йога, цигун, боевые искусства — перечисление легко продолжить. По сути, та же самая зарядка, но дополненная личностным развитием и духовностью.
Но, почему-то, всячески развиваясь и ища внутреннюю и внешнюю гармонию, практически мало кто обращает внимание на такую очевидную сторону (или часть) себя, как голос, понимая его как нечто имманентно себе присущее и, уж, какой есть. Обычно рефлексия по поводу собственного голоса возникает у нас когда мы неожиданно слышим свой голос в записи. Мы не узнаём себя, мы не нравимся себе звучащие, мы даже не приемлем себя звучащих ТАК! А КАК надо? А кто же это знает?!
Мы смотримся в зеркало и знаем, как надо выглядеть в современном мире, где везде есть свой «дресс-код»! Но даже зеркало не даёт нам полного представления о внешнем виде. И, увидев себя на видеосъёмке, которая ещё недавно была прерогативой профессионалов, а сейчас повсеместно распространена в быту, мы опять «не узнаём» себя и не нравимся себе. Почему? Да потому, что подходя к зеркалу, мы подсознательно «готовим» лицо, автоматически принимаем выражение, которое привыкли видеть и тот ракурс, к которому привыкли. Так же и с голосом. Мы слышим его внутри себя, когда говорим и это восприятие очень сильно отличается от того, что слышат другие и что фиксирует запись.
О человеке можно очень много узнать по голосу. Также и сам человек может многое познать и открыть в себе через голос и его совершенствование. Итак, зададим простой вопрос, что мы слышим, когда слышим голос другого человека?
Представляется, что принципиальная основная сущность биологически значимой информации, генерируемой голосовым аппаратом, в том, что она сигнализирует о жизни. Мы слышим, что это голос живого существа, а не шум листвы, дождя или прибоя, вой ветра и т. п. О жизни может сигнализировать и шум дыхания, и топот ног, но звук голоса порождается специфическим органом для этого предназначенным.
Далее, на втором слое восприятия мы слышим, что это звучит голос именно человека как биологического вида. Какая информация? Вспомним «Маугли» Киплинга: «мы с тобой одной крови — ты и я!».
В третью очередь, воспринимается пол звучащего или звучащей одновременно (!) в сочетании с возрастом: мужчина, женщина — слышим! Ребёнок — пол не прослушивается однозначно. Подростки — он, она — слышим! Старый человек — мужчина, женщина — слышим.
Четвёртый слой восприятия — предположительные физические данные по высоте тона: низкий — большой, высокий — маленький. Это диктует генетический опыт. Исключения, конечно, имеются с точностью до наоборот, но они могут быть восприняты только сознанием опытного наблюдателя. Это можно определить как восприятие физиологического статуса звучащего субъекта, его гормональной мощи, здоровья, силы. Это связано и с предыдущим половым фактором восприятия и с понятием красоты, как биологической целесообразности (И. Ефремов «Лезвие бритвы»).
Пятый слой восприятия — это эмоция, которую несёт голос: нейтралитет, агрессия, испуг, радость…
Всё перечисленное относится к так называемой экстралингвистической коммуникации (внеречевой, внеязыковой) и является доминирующим в восприятии голоса. И только в последнюю очередь (шестой слой восприятия) воспринимается слово, в фонетическом составе которого звучит голос, воспринимается язык. Уточним, что из шести приведённых слоёв восприятия — пять работают на глубинном подсознательном уровне, синхронно и, практически, мгновенно. Всё это — познание другого человека.
В экстралингвистическую коммуникацию входят непроизвольные голосовые реакции (далее — НГР) и голосовые сигналы доречевой коммуникации (далее — ГСДК). Это не одно и то же: НГР по определению возникают в реальных жизненных ситуациях и в них осознание собственного голоса или отсутствует (не до этого, да и зачем?), или происходит «постфактум»: «я закричал от боли», «я завизжала от ужаса». ГСДК потому и сигналы, а не реакции, что могут издаваться произвольно и целесообразно, а, значит, осознанно. Именно они, как правило, изображаются в языке междометиями: «Э-э-эй!!!», «Ай-яй-яй!!!» (крик), «У-у-у-у!!!» (вой) и т. п. ГСДК возникают опять же в реальных жизненных ситуациях при необходимости подачи сигнала на расстояние, недоступное для распознавания речи или при необходимости выплеска эмоций. Так, например, в сильном эмоциональном возбуждении человек может потерять способность говорить и начинает рыдать или хохотать (истерика). Обратим внимание на разную интенсивность сигналов: плакать — рыдать, смеяться — хохотать. Плакать и смеяться можно и беззвучно.
У Л.Н. Толстого в рассказе «Солдаткино житье» есть такая фраза: «Мать села к гробику и тонким голосом стала причитать и завыла». Здесь показано, как женщина, находясь в экстремальном эмоциональном состоянии, теряет способность речи (причитание) и переходит на неречевой звук (вой). Причем, даже причитать она начинает не свойственным для нормальной речи голосом — тонким.
Не пожалеем места на развернутую цитату: «…С тех пор по ночам он (волк. — В.Е.) стал подходить к зимовью. Он научил Гуськова выть. Волк устраивался на задах зимовья и затягивал свою жуткую и острую, на одном длинном дыхании, песню. Все на свете меркло перед ней — настолько тонким режущим лезвием, взблескивая в темноте, подступал этот голос к горлу. Страдая, что не может ни чем пугнуть зверя, Гуськов приоткрыл однажды дверь и в злости, передразнивая, ответил ему своим воем. Ответил и поразился: так близко его голос сошелся с волчьим. Ну что ж, вот и еще одна исполненная по своему прямому назначению правда: с волками жить — по-волчьи выть. „Пригодится добрых людей пугать”, — со злорадной, мстительной гордостью подумал Гуськов. Он прислушивался к волку и с какой-то радостью, со страстью и нетерпением вступал сам. Зверь, где нужно, затем поправлял его. Постепенно, ночь от ночи, Гуськов, догадавшись надавливать на горло и запрокидывать голову, убрал из своего голоса лишнюю хрипотцу и научился вести его высоко и чисто, поднимая в небо взвинчивающейся спиралью. В конце концов, волк не выдержал и отступил от зимовья. Но Андрей теперь мог обходиться и без него. Когда становилось совсем тошно, он открывал дверь и, словно бы дурачась, забавляясь, пускал над тайгой жалобный и требовательный звериный вой. И прислушивался, как все замирает и стынет от него далеко вокруг».
Сибирский писатель В.Г. Распутин в повести «Живи и помни» удивительно точно отразил не только эмоциональную природу ГСДК и их роль в самопознании, но, более того — единую природу голосовой активности человека и зверя, показал пусковой момент — слуховое представление и подражание и даже описал технологию: герой повести «научился» выть, для чего необходимо было приподнять гортань и запрокинуть голову. Писатель дал зрительный образ звука — «взвинчивающаяся спираль», а, главное, — эмоциональную природу голоса: «в злости», «совсем тошно», «добрых людей пугать».
Не слово, а тембр голоса выражает физиологические и эмоциональные процессы, происходящие в человеке, и сигнализирует о них другому человеку. Эта сигнализация и ее восприятие происходят на подсознательном уровне и имеют под собою основу значительно более древнюю в эволюционном отношении, чем речь. Эти сигнальные механизмы формировались и работали у наших далеких предков не только в доречевой, а и в дочеловеческий период их существования. Они (механизмы), обслуживали, прежде всего, экстремальные ситуации, связанные с действием трех основных биологических поведенческих программ: сохранения вида (половая), сохранения индивида (пищевая, оборонительная), доминирования или подчинения в стае (коммуникативная).
Осознание себя в речи происходит, как правило, только на содержательном и эмоциональном уровнях: «знаю, что говорю, знаю, что чувствую». Речевой голос сам по себе осознаётся только в специальных процедурах (постановка голоса у актёров), а в художественной деятельности голосовой аппарат работает автоматизировано, на сформированных навыках, управляемый содержательно-интонационными стереотипами языка и эмоциональным фоном высказывания. Вспомним диктора советского радио Ю.И. Левитана — его голос приковывал не только в сводках Совинформбюро или в сообщениях о первых космических полетах, но и в повседневных «последних известиях».
На наш взгляд, голос является выражением сущности человека. Интересно, что голосом можно изобразить эмоцию, которая реально в данный момент не переживается («искусство представления» во французской театральной школе), но при самом высоком уровне самоконтроля невозможно скрыть в речи реально переживаемую эмоцию. На этом явлении основаны некоторые методики спецслужб типа «детектора лжи». Даже если те, кто слушает говорящего, не воспринимают непосредственно его эмоциональные процессы, специальная аппаратура объективно покажет изменения акустического спектра голоса в однозначном соответствии с изменениями эмоционального самочувствия говорящего.
Возможно, голос не даёт скрыть эмоцию, именно потому, что механизмы голосовой функции глубинны и прямо связаны с эмоциональными процессами. Эволюция и отбор закрепили в голосовой функции в качестве главного назначения отражение, выход вовне эмоциональных процессов, происходящих в организме индивидуума здесь и сейчас. Переживаемая эмоция является причиной изменений голоса в речи (экстралингвистическая составляющая).
Определённый градус накала эмоций (для каждого свой) может быть пусковым механизмом эмиссии непроизвольных голосовых реакций и голосовых сигналов доречевой коммуникации. С другой стороны, некоторый градус эмоций может являться тормозящим фактором в отношении речи («перехватило горло», «душит гнев», «рыдания не дают говорить» и т. п.). Изменения голоса под влиянием эмоций не являются только и исключительно феноменом субъективного восприятия. Способность воспринимать эмоции другого человека, выражаемые его голосом, хотя и являются врождёнными, тем не менее, поддаются как развитию (эмоциональная чуткость), так и деградации (эмоциональная тупость, чёрствость).
В последние десятилетия эмоциональные изменения голоса поддаются приборной объективизации, вплоть до точного количественного и однозначного качественного соответствия определённых компонентов акустического спектра голоса выражаемой эмоции. Надо дополнить сказанное тем, что тембр голоса вообще является столь же индивидуальным и неповторимым как узор папиллярных линий. На этом явлении основана современная технология «голосовых ключей», «голосовых пропусков». Подделать эти «ключи» невозможно.
Один из поведенческих, этических компонентов европейской цивилизации — табуирование НГР и ГСДК, громкой речи и т. п. В противовес этому существуют психотерапевтические методики «выкрикивания» и «выпевания» накопившегося нервного напряжения, снятия стресса через голос. У итальянцев есть термин «sfogo» — умение «отвести душу». У многих это — пение. Кстати, чисто российское «sfogo» — ненормативная лексика — может рассматриваться как замена табуированных НГР и ГСДК. В японской методике подготовки менеджеров есть упражнение: громко петь посреди городской площади. По расчетам разработчиков, это снимает психологические барьеры в общении.
Вернёмся к самопознанию, саморазвитию, личностному, духовному росту, упомянутым выше. Удивительно, что главную функцию, через которую человек реализуется как человек — в общении с себе подобными — голос, как материальный носитель речи, в большинстве школ, направлений и техник либо просто не замечают, либо используют утилитарно, как некое побочное средство. А информация, приведённая выше, подсказывает нам, что не всё так просто. И что через голос — свой собственный — при определённых условиях и специальной технике можно проникнуть глубоко в себя и узнать о себе много интересного. Изменяя же свой голос в определённом направлении можно многое изменить в себе.
Предложим несколько неожиданную автоцитату. Поскольку этот текст опубликован в книге другого автора в виде интервью — придётся цитировать.
Итак: «Владислав Лебедько: Я начал работать над книгой «Магия в профессии и творчестве». Книга состоит из бесед с Мастерами в самых разных областях (художниками, актерами, писателями, учеными, врачами, педагогами, руководителями разного уровня, рабочими…), которые являются, несомненно, Магами в своем деле, осознавая это или нет. «Магия профессионализма и творчества», в контексте книги, означает и наработку особых «рабочих» состояний сознания, и сверхчувствительность к предмету деятельности, и профессиональное «видение», и владение определенными свойствами своего организма, и умение выстраивать потоки событий, и соответствие Божественному промыслу и многое другое. Беседа с каждым Мастером в своей области деятельности позволяет осветить и отдельные грани магии профессионализма и творчества, и исследовать глубину этого предмета…
Виктор Емельянов: В общем и целом всю братию цеха академического вокала (именно и только академического!) можно дружно зачислить в маги.
В. Л.: Почему?
В. Е.: Объяснюсь пока с академическим вокалом. Дело в том, что необходимость буквально медитативно вслушиваться в процессы, происходящие в организме во время пения на высоком уровне энергозатрат и большой оперной звучности делают вокалистов немного «чокнутыми». Сам вид деятельности — публичные выступления требуют экстравертности, а режим самонаблюдения и самоанализа без которого ничего не достигнуть, требует интравертности. Вот и крутись, как хочешь. Если драматический актёр может отдаться целостности существования в предлагаемых обстоятельствах и чем глубже войдёт «в шкуру» персонажа — тем лучше, то оперный певец, наряду с переживаниями драматического актёра должен постоянно контролировать процесс голосообразования и своё нахождение в «зоне» эстетики академической традиции. А если учесть, что градус эмоций в большинстве оперных партий (кроме комических), прямо скажем, шекспировский, то несовместимость выступает совсем очевидно» (В.Е. Лебедько. «Магия в профессии и творчестве»).
Не хотелось бы, чтобы после предыдущего абзаца заинтересованный читатель разочарованно вздохнул: — ну… петь что ли учиться предлагают?! Нет. Не предлагают. Просто так сложилось исторически, что наиболее полная, конкретная и применимая в практике информация о голосе появилась в ходе изучения феномена «европейская академическая оперно-концертная исполнительская певческая культура». Однако, известно, что успехи японской экономики, производства, науки имеют свои корни в том, что в школьном обучении дети ежедневно (!) имеют уроки музыки и изобразительного искусства. Как в России относятся к музыке в школе — всем известно и результат тоже налицо.
Ещё пример: первая афро-американка занявшая второй пост в правительстве США — государственный секретарь Кондолиза Райс по первой профессии — пианистка. Закончив политическую карьеру, она вернулась к исполнительской деятельности. Это не может быть случайностью или совпадением.
Некоторое время назад Билл Гейтс дал распоряжение по компании «Майкрософт» при приёме на работу отдавать предпочтение лицам с музыкальным образованием. Почему? У музыканта мозг работает лучше, чем у не музыканта. Не случайно, даже литературный герой Шерлок Холмс — воплощение интеллектуальной мощи — играл на скрипке! Но это — между прочим. Настоящий текст адресован не тем, кто хотел бы заняться музыкой. Дело в другом.
Есть понятие «классическая гармония». Это понятие из музыки, но не только. Достаточно поинтересоваться историей этого понятия, как всплывут имена Пифагора, Платона, Аристотеля, возникнут из античности понятия «мировая гармония», «мировая душа» и её музыкально-математическая реконструкция Платона с мировой гаммой… Всё связано с понятием консонанса, т. е. созвучия, с натуральным рядом чисел и натуральным звукорядом и так далее. Естественно, тут рядом звук, «гармония сфер», т. е., космологические представления. А раз звук, то и голос, как первый и главный инструмент, порождающий звук человека!
Вывод простой. Гармонизация процесса собственного голосообразования автоматически вызывает гармонизацию всего человеческого существа, его энергоинформационной составляющей.
Одним из компонентов этого процесса является поиск «своего» голоса. Может возникнуть вопрос: — а у меня-то чей же, если не мой? Чей? А матери и отца, бабушки и деда, старших братьев и сестёр, воспитательниц в садике, учителей в школе и… СМИ, СМИ, СМИ! И совершенно не обязательно, что всё, что вам навязано совпадает с вашей истинной голосовой природой. И заново найденный «свой» голос может сначала оказаться очень непривычным в субъективном восприятии. Но зато окружающие сразу, как правило, оценивают «новый» голос весьма положительно.
И самое простое. Голосовой аппарат — мышечная система, которой можно научиться осознанно управлять, тем самым закрепляя найденный новый «свой» голос и улучшая свои коммуникативные качества, добавляя себе уверенности, обаяния. Да и просто — приобретая новое измерение в жизни. Всё это — к обоснованию тренинга Телесно-Ориентированная Голосовая Активность — «ТОГА».
Прежде всего — несмотря на то, что телесно-ориентированные практики так или иначе предполагают движение, — хотелось бы успокоить тех, кто не хочет или не может по разным причинам активно двигаться: возраст, комплекция, сложности со здоровьем, просто — лень. Большая часть тренинга проходит сидя. И не только по перечисленным причинам. Известно, что когда человек стоит работает больше мышц тела, чем когда он идёт. В процесс ТОГА придётся направлять внимание на нижнюю часть тела, на внутренние органы, в зону малого таза. Важно также расслабление мышц брюшного пресса. Для этого необходимо отсутствие напряжения крупных сильных мышц ягодиц и бёдер. Потому — сидя. В той части ТОГА, которая реализуется в положении «стоя», тоже не предлагается большой физической нагрузки: максимум — лёгкие наклоны вперёд и раскачивания тела на ногах вправо-влево с опущенными руками и опять же расслабленным брюшным прессом (что иногда оказывается не самым простым делом).
Всё начинается с длительной разминки артикуляционного аппарата, осознания его возможностей, обучения управления тем, что подлежит осознанию и управлению. Постепенно включается голос и происходит осознание наличия разных режимов работы гортани в их связи с направлением движения воздуха по голосовому аппарату: звук на выдохе, звук на вдохе.
Далее тренинг идёт на так называемых «фонетических формулах», состоящих из строго определённых последовательностей гласных с самонаблюдением за работой губ и языка, удержанием постоянного объёма ротоглоточной полости и самоанализом возникающих специфических ощущений вибрации, давления в воздухоносных путях, работы мышц и реакций в нижней части туловища. Также используются пороговые явления, автоматически переключающие режимы работы гортани, непривычные, неречевые действия артикуляционного и голосового аппарата и голосовые сигналы доречевой коммуникации (ГСДК). Все эти приёмы и упражнения разработаны в обучающей программе ФМРГ. Следующая часть тренинга реализуется на псевдо-словах, состоящих из особых комбинаций согласных и гласных, не имеющих семантики для носителей русского (и любого европейского) языка.
Целью всего тренинга является поиск «своего» голоса на основе выхода за пределы привычного речевого стереотипа, «социального» голоса, нахождение оптимальной звуковысотной зоны речи, развитие интонационного репертуара речи, связь с эмоциональными самочувствиями.
Разумеется, ТОГА, как и любой тренинг, нуждается в регулярности и некоторой длительности его прохождения. При освоении тренинг можно проводить самостоятельно без каких-либо технических средств, только по методическому пособию на бумажном носителе.
Продолжением тренинга является индивидуальная работа над речью на специальных текстах и текстах, имеющих отношение к профессиональной деятельности. Подробнее о речевом голосе и о том, почему это важно, можно узнать в разделе этого сайта под названием «Гигиена речи».