На этой странице необходимая и, на мой взгляд, достаточная информация о том, какие научные знания помогли мне в разработке обучающей программы ФМРГ. На семинарах и лекциях я позволяю себе говорить слушателям следующее: «Вы можете не принимать мой способ изложения информации, вы можете не принимать мой способ её практического применения — это ваше право. Но вы не имеет права не принимать саму информацию, потому, что она исходит не от меня лично, а от серьёзных исследователей разных периодов времени и разных стран. Отказываясь от этой информации, вы отказываетесь от развития и, в конечном итоге — от развития тех кого учите».
По неписанным правилам исследовательской работы, если автор не проводит сам исследований, а опирается на труды других авторов, то каждое своё положение — теоретическое или практическое он должен обосновать, как минимум, тремя источниками. При этом, желательно, чтобы два из них были зарубежные. Я стараюсь следовать этому правилу.
Другой вопрос, что тексты, оснащённые ссылками на научную литературу по всем правилам, становятся неудобочитаемы, тем более — для музыкантов-практиков. И, естественно, для студентов-музыкантов, которым читались предлагаемые ниже лекции. Я стараюсь писать разговорным языком и избегать ненужного наукообразия. Так читал лекции и писал свои книги профессор Л.Б. Дмитриев, так он учил своих аспирантов.
В этом тексте я анализирую причины и следствия существенного ухудшения вокального искусства и подготовки певцов в нашей стране в определённый исторический период. Описываю отход от эталона певческого тона и вокальной культуры европейской оперной традиции, возвращение к ним и возникший в результате этих процессов кризис вокальной педагогики.
Эти лекции читались студентам специальности «Музыкальное образование», т. е. будущим учителям музыки в Институте Психологии и Педагогики Тюменского Государственного Университета в 2003 — 2012 годах. В лекциях приходилось учитывать, что большинство студентов не имели не только вокальной подготовки, но не были включены в культурную традицию академического вокального искусства. По Государственному Образовательному Стандарту их надо было научить преподавать детям вокально-хоровые дисциплины и качественно петь в академической манере. В некоторых лекциях взрослый вокалист или хормейстер прочтёт, вероятно, само собою разумеющиеся положения. Но для наших студентов всё было новым. С другой стороны, бывает, что ещё раз прочтённое «очевидное» высвечивается автором с непривычной и неожиданной стороны.
Оперная культура насчитывает уже более четырёх веков. Но, к сожалению, услышать как пели мастера прошлого мы можем только с конца XIX века. Поэтому историю я излагаю, так, как её понимаю я и только за периоды звукозаписи, которые были весьма разные. И в помощь нам теперь — YouTube.
Это новое направление философско-культурологической мысли, автором и лидером которого является Михаил Николаевич Щербинин (д-р философских наук, профессор, зав. кафедрой философии Тюменского гос. университета). Предлагается наша глава «Голос как инструмент эстетической антропологии» из первой коллективной монографии под редакцией М.Н. Щербинина.
Предлагаются книги «Развитие голоса. Координация и тренинг», выдержки из книги Фонопедический метод развития показателей певческого голосообразования. Южно-Сахалинск, 1990. Диссертации В.В. Емельянова и И.А. Трифоновой.
Отдельные статьи по темам, не вошедшим в вышепоименованные разделы или написанные позже.