В этом разделе я предлагаю тексты других авторов с необходимыми на мой взгляд комментариями. Мотивация необходимости таковых комментариев — своего рода «перевод с русского на русский» для коллег, интересующихся программой ФМРГ и ищущих связь между научной информацией других авторов и теоретической основой ФМРГ.
В. П. Морозов
Я часто получаю письма с вопросами по поводу теории и практики певческого голосообразования и пения, как музицирования голосом, как исполнительского искусства. В том числе вопросы по поводу того, что пишут другие авторы. Отвечаю я подробно, с применением текстов других авторов, при необходимости комментируя спорные моменты. Это ответ на письмо с вопросом о роли головных резонаторов. Я ответил автору письма, но, думаю, для тех вокалистов, у которых голова не только для резонаторов, этот ответ тоже пригодится.
В. И. Юшманов
«...Аналогично звук, образуемый голосовыми складками (в чём многократно убеждались во время операций на открытой гортани), напоминает свист. Он слаб, неимеет характеристик певческого голоса и вполне сопоставим со звучанием трости язычковых духовых инструментов. К этому можно добавить, что точно также, как тростевой призвук нежелателен в звучании духового инструмента, — присутствие связочного компонента в звучании певческого голоса оценивается и профессионалами, и слушателями как дефект вокальной техники (пение «на связках»).
— Я полностью согласен с этой аналогией, и, как бывший валторнист задолго до В.И. перед разными аудиториями проводил эту же аналогию с медными духовыми. А вот, аналогия другого направления — вниз — с деревянными духовыми (двухтростевыми гобоем и фаготом) мне не пришла в голову».
В. И. Юшманов
«Не является секретом, что в настоящее время теоретическая подготовка певцов и преподавателей сольного пения в системе отечественного музыкального образования пребывает в узких рамках вокальной методики – теории так называемой «постановки певческого голоса», ограничивающейся в своей научно-исследовательской части изучением физиологии голосообразования и акустических особенностей голосов оперных певцов. Что же касается важнейшей и невидимой со стороны «психической составляющей» профессии певца и вокального педагога, то эта область до настоящего времени оставалась ускользающим, недоступным для исследования «белым пятном»...
Дэвид Джонс
Очень интересный и важный текст, полностью подтверждающий то, что в ФМРГ называется «фонетическим компонентом механизма “прикрытия”» и совпадающий с исследованиями В.И. Юшманова о положении языка у выдающихся вокалистов.
В.В. Емельянов
В.В. Емельянов обобщает собственный полувековой опыт изучения певческого голоса, искусства пения как эстетической традиции, истории научного исследования феномена певческого голоса и вокальной педагогики свободной форме размышлений в жанре эссе. Автор многоуровневой обучающей программы «Фонопедический метод развития голоса» (ФМРГ), книги «Развитие голоса. Координация и тренинг», кандидат педагогических наук предлагает читателям, интересующимся и практикующим работу по ФМРГ ряд разъяснений и уточнений теории и практики программы – перевод «с русского на русский».
Глава II (видеоматериалы)
Александр Остужев - сцена смерти Отелло
Голос Левитана. 8 мая 1945 года
Александр Градский - Как молоды мы были
Глава III (видеоматериалы)
Песенка Герцога. Поёт Иван Семёнович Козловский.
Лемешев - Nadir's Romance Live 1948
Рашид Бейбутов - Ах, ты, моя дорогая
Рашид Бейбутов - Песня первой любви
Без ума от оперы (Любимые арии) 1949 год.
Иван Козловский Сцена Юродивого
Глава IV (видеоматериалы)
Художественный фильм "Весёлые ребята". 1934г.
Глава V (видеоматериалы)
Radu Marian, Handel Lascia Ch'io Pianga
Агрикола, Иоганн Фридрих (материал из Википедии)
Nacqui all'affanno... Non più mesta Frederica von Stade
Beniamino Gigli - Il Primo Amore Sei Tu (Rare version)
Fernando De Lucia - E lucevan le stelle - r.1920
Oscar Kamionsky sings Borodine and Tschaikovsky 1905
Enrico Caruso - E lucevan le stelle 1904. Digitally remastered.
Dio possente, Dio d'amor, Faust.
Titta Ruffo - Faust Dio Possente
Faust Dio possente, dio d'amor
Enrico Caruso & Titta Ruffo sing Verdi Otello
Глава VI (видеоматериалы)
Maria Gay. Mon coeur s'ouvre a ta voix
Samson et Dalila, Act II Mon coeur s'ouvre a ta voix
Maria Callas Mon coeur s'ouvre a ta voix
Elena Obraztsova - Mon coeur s'ouvre a ta voix
Erick Kurmangaliev - Delilah's Aria
Mado Robin sings Bb over high C!!!
Глава VII (видеоматериалы)
My Fair Lady - The Rain In Spain
Sesto Bruscantini - Di provenza il mar il suol - La Traviata
Sesto Bruscantini e Fiorenza Cossotto - IL BARBIERE DI SIVIGLIA - Mosca
Глава VIII (видеоматериалы)
Василий Власов Что такое доказательная медицина
Ivan Kozlovsky Lohengrin In fernem Land
R. Wagner im fernen Land (Lohengrin)- Tenor J. Kaufmann
Глава IX (видеоматериалы)
ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОЦЕССОВ ПОРОЖДЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ
Адаптация к физическим нагрузкам; ближайший и следовой эффекты упражнений
Titta Ruffo - Alla vita che t'arride - Un ballo in maschera - Verdi
Александр Розенбаум - Вальс-Бостон
Глава X (видеоматериалы)
Franco Fagioli 'Senti il Fato & Nell attendere il mio bene',N. Porpora, Polifemo,Viena 2-2013
Глава XII (видеоматериалы)
Клавдия Шульженко "Три вальса"
Леонид Утёсов "Дорогие мои москвичи"
Георг ОТС "Сормовская лирическая"
Александр Градский "Как молоды мы были"
Песня "Рыба-пила" (мультфильм "Голубой щенок")
"Моя Родина", сл. М. Лисянский, муз. А. Долуханян
Павел Лисициан "И мы в то время будем жить"
Юрий Гуляев "Знаете, каким он парнем был"
Евгений Мартынов "Лебединая верность"
Анна Герман Лев Лещенко "Эхо любви"
Людмила Сенчина "Сладка ягода"
Валерий Ободзинский "Эти глаза напротив"