Гигиена речи

Уважаемые читатели этого раздела, прошу учесть, что некоторые повторения текстов из других — певческих — разделов сайта представляются мне необходимыми и будут связываться непосредственно с темой гигиены речи.

В этом тексте предлагается авторская концепция фонопедического подхода к развитию, сохранности и реабилитации речевого голоса. Концепция сформировалась в моей клинической практике за тринадцатилетнюю работу в фониатрическом кабинете поликлиники № 1 г. Новосибирска в должности педагога-фонопеда.

В основе концепции и практической работы — защитные механизмы голосообразования, применяемые в академическом пении и их использование в речеобразовании.

Итак, почему «гигиена» и почему «речи», не «голоса»? Всегда полезно обратиться к определениям: «Гигие́на (от др.-греч. ὑγιεινή „здоровая”, из ὑγίεια „здоровье”) — наука, изучающая влияние факторов внешней среды на организм человека с целью оптимизации благоприятного и профилактики неблагоприятного воздействий. Как следствие, гигиена имеет два объекта изучения — факторы среды и реакцию организма, и пользуется знаниями и методами физики, химии, биологии, географии, гидрогеологии и др. наук, изучающих окружающую среду, а также физиологии, анатомии и патофизиологии.

В рамках гигиены выделяют следующие основные разделы:

  • Гигиена окружающей среды — изучающая воздействие природных факторов — атмосферного воздуха, солнечного излучения и т. п
  • Гигиена труда — изучающая воздействие производственной среды и факторов производственного процесса на человека». [Википедия]

Есть ещё разделы, но к теме они отношения не имеют.

Природный фактор, воздействующий — постоянно — на голосовой аппарат, это воздух, которым мы дышим, его засорённость, смена температуры. Это же относится и к пище и к питью, проходящих через ту же полость (рот и глотку), которая участвует в голосо — и речеобразовании. Повторять азы этой стороны гигиенических правил не вижу смысла. Это все знают с детства, другой вопрос, соблюдают ли! Более того, певцы и певицы, которые более чем кто-либо должны заботиться о своём рабочем органе — и курят, и пьют.

Гигиена труда уже имеет прямое отношение к теме. Традиционно под «профессионалами голоса и речи» понимаются певцы, актёры и те, кто говорит по радио и телевидению. Обратите внимание на последнюю формулировку. Я не написал «дикторы радио и телевидения». Они «исчезли как класс» и заменены журналистами, комментаторами, ведущими всех мастей, у которых качество речи и голоса находится не только на последнем месте, а вопрос об этом даже не ставится — примеры читатель может услышать каждый день на любом канале телевидения и на любой волне радио. «Мусорные» слова, бесконечно тянущиеся междометия: «э-э-э»… Хриплые и сиплые голоса… Но дело даже не в самих этих «профессионалах речи», а в том, что они навязывают эти негативные стереотипы обществу как норму.

Есть ещё, гораздо более многочисленная армия «тружеников речи». Учителя, преподаватели средней и высшей школы. Об их голосе и речи не заботится никто, нигде и никогда. До тех пор, пока они не становятся пациентами фониатрии с диагнозами «функциональная дисфония» и «функциональная афония», т. е., частичная или полная потеря голоса при объективно нормальном голосовом аппарате.
Всех перечисленных объединяет одно: все в процессе трудовой деятельности находятся в ситуации повышенной голосовой и речевой ответственности. Сколько бы ни работал человек в своей профессии, какой бы опыт ни приобрёл, если его голосовая функция, а, значит, и речь не отвечает критериям биологической целесообразности, энергетической экономичности и акустической эффективности — раньше или позже неприятности неминуемы.

В физиологическом или биоакустическом аспекте работы над голосом — любым и с любой целью, весь ФМРГ можно рассматривать как способ устранения неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции.

Вряд ли кто-то усомнится, что наиболее совершенная технология голосообразования имеется у академических оперно-концертных вокалистов обоих полов. Если это так, то, возможно, что поиск средств в направлении «гигиены речи» есть смысл поискать у них.

Биоакустическая суть академического пения — это возможность издавать звуки, многократно превосходящие по длительности, высоте и силе обыденную речевую фонацию, делать это несколько часов ежедневно в течение многих лет. Эта возможность обеспечивается действием ряда защитных механизмов. Механизмы эти работают на нескольких уровнях от механического и акустического до эндокринологического и эмоционального.

Вся система защиты отобрана и сформирована в ходе биологической эволюции, следовательно, запускается и регулируется автоматически. Как и всё в организме, тканевые образования, входящие в систему защиты многофункциональны и обслуживают не только (и не столько!) голосовую функцию. Вся система есть у каждого нормального человека, и существует в режиме ожидания.

Перевод системы из режима ожидания в режим действия, т. е. запуск, осуществляется, в основном, эмоциональными механизмами. Но эти механизмы, в свою очередь, запускаются в повседневной жизни стрессовыми ситуациями и не фиксируются сознанием, не запоминаются и не воспроизводятся в спокойном самочувствии по желанию волевой командой.

Голосовая функция является такой же двигательной функцией человека, как и все другие. Голосовой аппарат является такой же мышечной системой, как, например, лицевая мускулатура, которая, к тому же является составной частью голосового аппарата, принимая активнейшее участие в голосо — и  речеобразовании. 

У подавляющего большинства людей голосовая функция и голосовой аппарат очень сильно отстают в развитии от всего тела, и происходит это в результате описываемой далее ситуации. 

У новорожденного при отсутствии какой-либо серьёзной патологии развития, все функции, в т. ч. голосовая, развиваются равномерно и интенсивно, ибо в равной мере являются жизнеобеспечивающими. Например, крик младенца, сигнализирующий о каком-либо дискомфорте, не зависит от местонахождения матери: ребёнок будет кричать в одном и том же тембре и одинаковой силе звука и у матери на руках и вдали от неё. Ребёнок может кричать часами, пока его потребности не будут удовлетворены. Со временем, если у ребёнка нет патологии слуха, он начинает воспринимать свой голос и исследовать его также как ручки и ножки, постепенно тренируя и учась управлять им.

Как правило, родители как-то обучают ребёнка самым элементарным навыкам работы рук и корпуса. Внимание к речи малыша возникает гораздо позже и только в связи с дефектами произношения или заиканием.

Музыкально-певческое развитие в яслях, детском саду и школе также не даёт особых результатов. Даже на хоровых занятиях в традиционном виде, т. е., без применения ФМРГ, голос не развивается в динамическом (энергетика) и звуковысотном (диапазон) отношении. Кроме того, сама эстетика детского пения и специфический репертуар детских хоров не позволяют этого делать, если педагоги не придерживаются академической традиции. При самых благих намерениях и методической оснащённости музыкальных воспитателей в детских садах, учителей музыки в школах, хормейстеров внешкольных учреждений их возможности и время воздействия на детей не могут решить проблему устранения неравномерности развития голоса.

Проблема эта проявляется в уязвимости голосового аппарата и органов дыхания в силу их неразвитости и не тренированности, в неразвитости фонематического слуха для дальнейшего развития речи, в т. ч. на иностранных языках, и в общей неразвитости эмоционального слуха и эмоциональной интонации речи, в т. ч. в аспекте восприятия. В результате — в неразвитость эмоциональной стороны личности, эмоциональную холодность, чёрствость.

В период доречевого развития необходимость моментального реагирования голосом на меняющееся физическое и эмоциональное самочувствие заставляет ребёнка использовать все заложенные природой механизмы голосообразования, режимы работы гортани и предусмотренный природой физиологический звуковысотный и динамический (силовой) диапазон. А, поскольку, у ребёнка первых месяцев жизни малейший дискомфорт вызывает максимальную отрицательную эмоцию, то и возможности голосового аппарата используются им максимально, т. е. физиологические диапазоны режимов работы гортани используются до установленных природой пределов, что в свою очередь вызывает включение природных защитных механизмов голосообразования и, соответственно, тренаж всей системы. В доречевом периоде нервно-мышечный аппарат голосовой функции развивается естественно и равномерно.

Развитие речи можно рассматривать как постепенную социализацию голосовой функции, т. е. введение её в весьма жёсткие ограничения, сформированные данным языком в данном социуме. Это касается звуковысотности, силы тона, а, следовательно, режима работы гортани (регистра) и, что особенно важно — длительности. 

Протяжные громкие гласные доречевой коммуникации, реализуемые попеременно всеми регистрами в большом диапазоне, постепенно сменяются краткими звуками в доли секунды, чередующимися с согласными и издаваемыми на двух — трёх тонах с небольшой силой. В зависимости от традиций социума, языка и конкретной семьи закрепляется режим работы гортани — грудной или фальцетный, как основной. Свистковый регистр сохраняется в режиме ожидания и используется в экстремальных эмоциональных ситуациях и играх.

Чем старше становится ребёнок, тем реже его голосовой аппарат включается на естественное реагирование голосовыми сигналами доречевой коммуникации. Любое эмоциональное самочувствие ребёнка теперь находит выражение в речи, в т. ч. и в ненормативной лексике. Ёе можно рассматривать как замену табуированных голосовых сигналов доречевой коммуникации(ГСДК). Если эмоции выводят голосовую функцию на более высокий уровень энергетических затрат — всё равно смешанность с речью тормозит естественное её проявление.

Постепенное установление какого-то одного режима работы гортани как основного для речи ограничивает включение и развитие другого (как правило, фальцетного) и, соответственно, ограничивается их взаимное влияние. Мозг и голосовой аппарат постепенно «забывают» неречевые проявления голосовой функции, и выведение этих проявлений из режима ожидания в режим действия требует всё более высокого градуса эмоций. В результате к школьному возрасту начинает сказываться неравномерность развития мышц голосового аппарата и соответствующих структур центральной нервной системы. Тем более это усугубляется во взрослом возрасте.

Человек пользуется голосом во время речи, как правило, не отдавая себе отчёта о том, как и что, происходит в организме. Пение — другой вид использования голоса, требующий другой психологической целевой установки. В общественном сознании сложилась ситуация, разделяющая использование голоса человеком, во-первых, в речи, во-вторых, в пении. Но голосовая активность человека не исчерпывается только этими проявлениями.

Одним и тем же биологическим комплексом тканей и полостей, т. е. голосовым аппаратом человек издаёт самый широкий ряд звуков. В этот ряд вмещаются плач и смех, крик отчаяния и радости, стон боли и стон наслаждения, кряхтение, натуживание, шёпот и т. п. В этом же ряду все градации силы и скорости речи, и все виды пения. Этими же мышцами человек свистит, дует и плюет. Один и тот же ряд мышц участвует как в образовании гласных и согласных, так и в жевании, глотании, отрыгивании.

Речь и пение обычно в первую очередь понимаемые под голосовой активностью на самом деле являются только наиболее привычными и заметными из всего многообразия проявлений голосовой функции.

Необходимо дифференцировать понятия «голосовая функция» и «голосовой аппарат». Голосовой аппарат — это орган, голосовая функция — работа этого органа. Реализует работу органа функциональная система — образование центральной нервной системы. Этими же мышцами — челюстью, губами, языком, глоткой, надгортанником, может управлять в процессе, например, приёма пищи совершенно другая функциональная система.

Все проявления голосовой активности человека могут быть приведены в определённое структурное единство. Структура распадается на два уровня. Один — это всё, что связано с поведением, т. е. биологическим существованием человека. Другой — всё, что связано с деятельностью человека, как социального существа. Отсюда следует понятие голосовая активность, объединяющее поведение и деятельность. Поведенческий уровень будет являться базисным, а деятельностный — надстроечным, т. к. он включает в себя формы общественного сознания, большинство которых основано на речи. Базисный, физиологический уровень в скрытом или явном виде всегда присутствует в деятельностном уровне голосовой активности.

Речь в том виде, в котором она существует сейчас, сформировалась относительно недавно. Основой общения людей в период формирования речи и ранее были голосовые сигналы биокоммуникации, которые называются голосовыми сигналами доречевой коммуникации, несущих нам так называемую экстралингвистическую (внеязыковую) информацию.

В человеческом общении способность матери однозначно расшифровывать сигнал, подаваемый младенцем не нуждается в доказательстве: голоден ли он, болеет ли, ощущает ли дискомфорт. Каждый безошибочно отличит слезы радости от рыданий горя, смех веселья от истерического хохота, стон боли от стона наслаждения.

Миллионами лет эволюции в человеке заложены механизмы звуковой коммуникации, несущие информацию о процессах, происходящих в организме. При этом восприятие таких сигналов происходит в узком спектре значений каждого сигнала, так что можно понимать его однозначно. В сознании тут же возникнут также определённые слуховые представления. Их нельзя взаимозаменить и перепутать, они не только однозначно воспринимаются, но и однозначно имитируются по заданию.

Опишем некоторые проявления речи. На первый взгляд, различие речевых проявлений идет по уровню интенсивности звука. Но если связать эти явления с сигналами доречевой коммуникации, то становится очевидной и качественная разница в механике.

Основой нормальной бытовой речи является итерация (лепет), когда ребенок, неосознанно экспериментирует со своим голосовым аппаратом, осваивая управление им для дальнейшего подражания речевой деятельности взрослых. Тихая бытовая речь может включать в себя механику сипа или хрипа, громкая бытовая речь основана на крике или стоне, громкая стрессовая — тоже крик, вой, визг. Достаточно вспомнить описания речи, имеющиеся в произведениях мастеров литературы.

Под речью сценической усредненной будем понимать не только речь актеров, но и речь преподавателей, лекторов, ораторов — т. е. людей, чья речь в содержательном аспекте специально готовится (говорит — «по-писаному»), но которые не проходят специальную подготовку в голосовом аспекте.

Профессиональная сценическая речь — это речь, включающая в себя специфические певческие элементы, которые, в свою очередь, так же основаны на механике сигналов доречевой коммуникации. Можно сказать, что профессиональная сценическая речь является промежуточным уровнем, объединяющим речевой и певческий уровни.

Речевая пародия в данном аспекте рассмотрения, это целенаправленная имитация индивидуальных особенностей речи, причем, как правило, ее недостатков или дефектов.

На основе предложенной классификации далее будем рассматривать понятие «Гигиена речи». В это понятие вполне умещается и голосовая технология, и интонационный репертуар, и темп (скорость) высказывания, и уничтожение «мусорных слов», и устранение неинформативных междометий типа бесконечных «э-э-э-э» наших комментаторов в теле-новостях. Цель проста: быть понятным и приятным для собеседника в повседневном бытовом общении, понятным и воспринятым без отрицательных эмоций (как минимум) в профессиональном деловом общении: доклад, лекция, урок, дискуссия и т. п. Это цель, так сказать, коммуникативного комфорта. Но есть ещё один аспект — фониатрический и фонопедический, или, как сейчас принято выражаться «здоровьесберегающий». Для тех специалистов, у которых голосовой аппарат (речь) является основным орудием труда, этот аспект цели является базовым.

В качестве «лирического отступления», опишу одну неприятную особенность, которая может перечеркнуть все положительный качества высказывания или общения. Причины это особенности могут быть разными: дефект зрения в детстве, хотя и исправленный давно и успешно, манера общения в семье… Суть особенности в том, что собеседник старается приблизиться к коммуниканту как можно ближе, вторгаясь в личное пространство, что автоматически вызывает негативную эмоцию. Слушатель начинает рефлекторно отступать, говорящий же продолжает надвигаться, не осознавая этого. Особенность проявляется только в парной коммуникации и не включается в групповой, например, у преподавателя. Проявляется в равной степени у обоих полов и не зависит от уровня личностного развития, образования и т. п. Читатель может проверить, есть ли у него такие знакомые и, заодно, посмотреть на себя со стороны — не грешен ли сам. Встречается это и у актёров, с чем жестоко борются режиссёры, крича из зала: «Прекратите общаться нюхало в нюхало!» Конец «лирического отступления».
 
В программу работы входят следующие задачи:

1. Осознание регулярного или постоянного возникновения и наличия в Вашей жизни и работы «ситуации повышенной голосовой ответственности» (СПГО).
2. Исторический аспект работы в СПГО в эпоху отсутствия средств электроусиления.
3. Микрофон: приближение к аудитории или отдаление от неё?
4. Осознание собственного голоса и собственной речи, как разных функций и процессов. Неосознанность регулировочного образа.
5. Осознание регулировочного образа собственного речевого голоса (тембр, динамика), как обыденности, непригодной для СПГО (пример: наличие шумовых призвуков).
6. Осознание звуковысотной зоны собственного речевого голоса, как обыденности, непригодной для СПГО.
7. Осознание темпа собственной речи, как обыденности, непригодной для СПГО.
8. Нахождение нового оптимального тембра, динамики и оптимальной звуковысотной зоны и осознание их как выхода за рамки обыденности.
9. Нахождение нового оптимального темпа речи и осознание его как выхода за рамки обыденности.
10. Осознание всего найденного, как нового регулировочного образа собственного голоса и речи, пригодного для СПГО.

 

Наиболее ярким примером мощнейшего содержательного и эмоционального воздействия речевого голоса, речевой интонации на восприятие всего народа целой страны, на друзей и врагов этого народа является диктор всесоюзного радио Юрий Исаакович Левитан. Послушайте!

«Человек с микрофоном» — статья на портале Лента.ру от 4 августа 2014 г., к годовщине смерти Юрия Левитана

 

Вместо заключения: фильм московских партнеров — клуба «Пой» — о применении ФМРГ в практике развития речевого голоса: