Теоретическая основа

На этой странице необходимая и, на мой взгляд, достаточная информация о том, какие научные знания помогли мне в разработке обучающей программы ФМРГ. На семинарах и лекциях я позволяю себе говорить слушателям следующее: «Вы можете не принимать мой способ изложения информации, вы можете не принимать мой способ её практического применения — это ваше право. Но вы не имеет права не принимать саму информацию, потому, что она исходит не от меня лично, а от серьёзных исследователей разных периодов времени и разных стран. Отказываясь от этой информации, вы отказываетесь от развития и, в конечном итоге — от развития тех кого учите».

По неписанным правилам исследовательской работы, если автор не проводит сам исследований, а опирается на труды других авторов, то каждое своё положение — теоретическое или практическое он должен обосновать, как минимум, тремя источниками. При этом, желательно, чтобы два из них были зарубежные. Я стараюсь следовать этому правилу.

Другой вопрос, что тексты, оснащённые ссылками на научную литературу по всем правилам, становятся неудобочитаемы, тем более — для музыкантов-практиков. И, естественно, для студентов-музыкантов, которым читались предлагаемые ниже лекции. Я стараюсь писать разговорным языком и избегать ненужного наукообразия. Так читал лекции и писал свои книги профессор Л.Б. Дмитриев, так он учил своих аспирантов.

Кризис вокальной педагогики как причина и условие появления и распространения ФМРГ

В этом тексте я анализирую причины и следствия существенного ухудшения вокального искусства и подготовки певцов в нашей стране в определённый исторический период. Описываю отход от эталона певческого тона и вокальной культуры европейской оперной традиции, возвращение к ним и возникший в результате этих процессов кризис вокальной педагогики.

Лекции по введению в теорию певческого голосообразования

Эти лекции читались студентам специальности «Музыкальное образование», т. е. будущим учителям музыки в Институте Психологии и Педагогики Тюменского Государственного Университета в 2003 — 2012 годах. В лекциях приходилось учитывать, что большинство студентов не имели не только вокальной подготовки, но не были включены в культурную традицию академического вокального искусства. По Государственному Образовательному Стандарту их надо было научить преподавать детям вокально-хоровые дисциплины и качественно петь в академической манере. В некоторых лекциях взрослый вокалист или хормейстер прочтёт, вероятно, само собою разумеющиеся положения. Но для наших студентов всё было новым. С другой стороны, бывает, что ещё раз прочтённое «очевидное» высвечивается автором с непривычной и неожиданной стороны.

Лекции по истории вокального исполнительства (скачать .doc)

Оперная культура насчитывает уже более четырёх веков. Но, к сожалению, услышать как пели мастера прошлого мы можем только с конца XIX века. Поэтому историю я излагаю, так, как её понимаю я и только за периоды звукозаписи, которые были весьма разные. И в помощь нам теперь — YouTube.

Эстетическая антропология (скачать .doc)

Это новое направление философско-культурологической мысли, автором и лидером которого является Михаил Николаевич Щербинин (д-р философских наук, профессор, зав. кафедрой философии Тюменского гос. университета). Предлагается наша глава «Голос как инструмент эстетической антропологии» из первой коллективной монографии под редакцией М.Н. Щербинина.

Книги, диссертации

Предлагаются книги «Развитие голоса. Координация и тренинг», выдержки из книги Фонопедический метод развития показателей певческого голосообразования. Южно-Сахалинск, 1990. Диссертации В.В. Емельянова и И.А. Трифоновой.

Другие тексты

Отдельные статьи по темам, не вошедшим в вышепоименованные разделы или написанные позже.